Страсть под сенью творчества

Театр «Сузір’я», руководимый народным артистом Украины Алексеем Кужельным, сохранив себя во всех кругах ремонтного ада, распахнул двери своего дивного основного помещения. Правда, спектакли идут еще в «малом» зале, т.к. основной не до конца оборудован звуковой аппаратурой. И каждый вечер проходит двадцать один зритель сквозь строительную площадку во дворе, ведомый незримой «нитью Ариадны». И встречает их перед началом спектакля в импровизированной гостиной сам Алексей Кужельный, находя каждый раз новые слова, чтобы посвятить гостей в удивительное таинство театра.
Последняя из премьер «Сузір’я» — спектакль, поставленный Алексеем Кужельным по пьесе Е.Чуприны «Цветаева плюс-минус Пастернак». Пьеса написана по мотивам переписки и дневниковых записей двух величайших поэтов ХХ века. Можно, конечно, при желании предъявлять пьесе упреки в некой схематичности и заданности, но это могут позволить себе лишь те, кто хорошо знаком с эпистолярным наследием Марины и Бориса. Спектакль же получился очень цельным и мощным по накалу стастей, интеллигентным по музыкальному оформлению (композитор Т.Шамшединова), лаконично-стильным с точки зрения художественного оформления и костюмов (Н.Кудрявцева).
У каждого из этих повелителей слов — Марины Цветаевой и Бориса Пастернака — была своя непростая жизнь, наполненная сложным бытом и запутанными взаимоотношениями с миром. И оба они уходили от него в другой — свой — мир, за письменный стол, где «гетто избранничеств, вал и ров», где пощады ждать не приходится. Но как сладостно, как полно дышится, когда слова, выплеснутые на бумагу, складываются в волшебную музыку Поэзии. На этом уровне поклонения творчеству друг друга Цветаева и Пастернак в своих письмах переживают пиковые моменты страсти и любви, ревности и разлуки.
В спектакле постановщик «поселил» каждого из участников в свою оконную нишу, где так больно и сладко пишется и думается. А обычная лестница-стремянка на колесиках превращается в общий остров, где царит поклонение творчеству, где происходит страстное слияние без касаний, где понимают друг друга с полувзгляда и полувздоха. И зритель находится в центре этого любовного ребуса, по-своему трактуя его, следя с замиранием сердца за тонкими нюансами отношений поэтов. Режиссер не ставил перед актерами цель передать внешнюю схожесть, да и сами они, слава Богу, не стремятся играть характерные черты Марины (С.Штанько, театр «Вільна сцена») и Бориса (В.Поликарпов, театр им. И.Франко). Они лишь доносят зрителям Слово. А оно настолько полноценно и самодостаточно у обоих, что портретные особенности не нужны.
С радостью узнала после премьеры, что она, как и многие другие спектакли театра, а также феерия «Києва травневого», могли бы и не появиться, не будь у театра преданных меценатов. Речь идет о постоянной поддержке со стороны Фонда искусств Владимира Филиппова, который попал когда-то в этот театр как зритель, по достоинству оценил его и, организовав фонд, постоянно поддерживает добрые начинания «Сузір’я». Побольше бы таких заядлых театралов, и главная проблема, на которую принято ссылаться украинским театрам, — финансы, отпала бы сама собой. Но тогда уж и с театра спрос по гамбургскому счету. «Сузір’я» неизменно ему соответствует.
22/05/2004
«Зеркало недели» №20 Светлана Короткова